Перейти к публикации

Наши великие соотечественники


Яся
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Может для кого то эта тема покажется не очень интересной... я считаю, что каждый народ должен знать как можно больше о великих представителях его нации, должен гордиться их достижениями, тем что они смогли прославить свой народ.

Предлагаю в этой теме постить все, что вы знаете о таких людях, достаточно даже имен тех людей, которые по вашему мнению заслуживают звание "Великий Азербайджанец".

Я, в свою очередь, постараюсь постоянно пополнять эту тему новыми имена и биографиями.

И еще, хочу попросить... никакого флуда, оффтопа и любого другого мырта в этой теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Содержимое этого сообщения скрыто.
Чтобы увидеть его, вам следует войти на форум, или пройти регистрацию, если её у вас нет.

Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков

Узеир Гаджибеков - великий композитор-новатор мировой музыкальной культуры первой половины ХХ века.

Один из первых художников-музыкантов, способствовавший органическому взаимодействию музыкальных культур Востока и Запада.

Основоположник нового исторического пути развития азербайджанской музыкальной культуры, азербайджанской композиторской школы. Родоначальник азербайджанской оперы, музыкальной комедии и других жанров в азербайджанской музыке. Первый азербайджанский композитор-фольклорист. Крупнейший музыкант-учёный, создатель новой ладовой теории азербайджанской музыки, педагог-новатор. Публицист, фельетонист, либреттист-драматург. Крупнейший музыкально-общественный деятель Азербайджана (создатель первого на Востоке Музыкального театра, первой на Востоке Консерватории и т. д.).

Узеир Гаджибеков родился 18 сентября 1885 г. в селении Агджабеды, неподалёку от г. Шуши.

1899-1904 - Годы учёбы в Горийской учительской семинарии.

1905 - переезд в г. Баку, начало журналистской деятельности.

1907 - издание составленного Уз. Гаджибековым "Русско-татарского и татарско-русского словаря политических, юридических, военных и многих других терминов".

1907 - создание первой азербайджанской, как и вообще первой подлинно восточной оперы "Лейли Меджнун" (по одноименной поэме Физули).

1908, 25 января - премьера оперы "Лейли и Меджнун".

1909 - создание и премьера оперы "Шейх Санан".

1909 - 1910 - создание и премьера музыкальной комедии "Муж и жена".

1910 - создание оперы "Рустам и Зохраб" (по мотивам иранского поэта Фирдоуси).

1910 - 1911 - создание и премьера музыкальной комедии "Не та, так эта".

1912 - создание и премьера оперы "Шах Аббас и Хуршуд Бану".

1912 - создание и премьера оперы "Асли и Керем".

1912 - 1913 - учёба в Москве, на частных музыкальных курсах А. Ильинского.

1913 - 1914 - учёба в Петербурге, с января по июнь 1914 г. в Петербургской консерватории.

1913 - премьера музыкальной комедии "Аршин мал алан".

1915 - сочинение оперы "Гарун и Лейла".

1918 - создание Гимна первой Демократической Азербайджанской Республики на слова Ахмеда Джавада.

1921 - написание и публикация статьи "Музыкально-просветительные задачи в Азербайджане". Статья явилась своего рода программой для развития музыкальной культуры в Азербайджане. Здесь впервые сформировался выдвинутый Уз. Гаджибековым музыкально-эстетический тезис о необходимости взаимодействия музыкальных культур Востока и Запада.

1921, август - по инициативе и написанному Уз. Гаджибековым докладу-уставу создание Азербайджанской Государственной Консерватории.

1922 - создание Уз. Гаджибековым Азербайджанской тюркской музыкальной школы, предназначенной в первую очередь для учащихся-азербайджанцев.

1925 - начало работы Уз. Гаджибекова над книгой "Основы азербайджанской народной музыки".

1927 - совместное издание Уз. Гаджибекова с М. Магомаевым первого сборника азербайджанских народных песен.

1921 - 1948 - педагогическая деятельность У. Гаджибекова в Азербайджанской Государственной Консерватории (класс игры по нотам на таре; основы азербайджанской народной музыки).

1928 - Уз. Гаджибеков - один из инициаторов и организаторов первого съезда азербайджанских ашыгов.

Конец 20-х начало 30-х годов - создание Уз. Гаджибековым первых азербайджанских песен-маршей ("Комсомолка", "Красноармейский марш" и др).

1931 - создание Уз. Гаджибековым первого "нотного" оркестра азербайджанских народных инструментов.

1931 - создание Уз. Гаджибековым первых произведений для этого оркестра - Первой и Второй фантазий.

Первая половина 30-ых годов - создание Уз. Гаджибековым первых азербайджанских кантат (в том числе посвящённой 1000-летию Фирдоуси), пьесы для скрипки, виолончели и фортепиано "Ашыг саягы".

1932 - 1936 - написание оперы "Кероглы"

1937, апрель - премьера оперы "Кероглы".

1938 - показ музыкальной комедии "Аршин мал алан" и оперы "Кероглы" в дни Декады азербайджанского искусства в Москве, на сцене Большого театра.

1938 - присвоение Уз. Гаджибекову почётного звания "Народный артист СССР".

1939 - 1948 - Уз. Гаджибеков - Ректор Азербайджанской Государственной Консерватории, председатель Союза композиторов Республики.

1941 - 1945 - создание романсов на газели Низами - "Без тебя", "Возлюбленная", кантаты "Родина и фронт", героико-патриотических песен "В добрый путь", "Сестра милосердия", "Материнское напутствие сыну" и др., пьесы "Джанги" для оркестра азербайджанских народных инструментов, замысел опер - "Бабек", "Фируза" и др.

1944, декабрь - один из руководителей и участников Декады музыки республик Закавказья в Тбилиси.

1945 - создание Уз. Гаджибековым гимна Азербайджана.

1945 - издание книги "Основы азербайджанской народной музыки".

1948, 22 ноября - У. Гаджибеков скончался.

Имя его присвоено

Азербайджанской Государственной Консерватории,

Азербайджанскому симфоническому оркестру (1944),

Одной из центральных улиц г.Баку.

По адресу Баку, 370009, ул. М. Азизбекова, 67 располагается Дом-музей композитора.

  • Yeri var! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Содержимое этого сообщения скрыто.
Чтобы увидеть его, вам следует войти на форум, или пройти регистрацию, если её у вас нет.

Məmmədəmin Rəsulzadə (1884-1955)

Mьsavat Partiyasının lideri və ilk başqanı Məmmədəmin Rəsulzadə 1884-cь il yanvar ayının 31-də Bakı şəhərində ruhani ailəsində anadan olmuşdur. Atası Hacı Molla Ələkbər Rəsulzadə, anası Zinyət Zal qızıdır.

İlk tərbiyə və təhsilini ailəsi yanında alan Məmmədəmin Rəsulzadə, sonradan Texniki məktəbə daxil olmuşdur. 1902-ci ildə M.Ə.Rəsulzadə "Mьsəlman Gənclik" təşkilatını yaratmışdır. 1903-cь ildə M.Ə.Rəsulzadənin ilk məqaləsi "Şərqi - rus" qəzetində зap edilmişdir. Sonradan "Həyat", "İrşad", "Tərəqqi" və başqa qəzetlərdə məqalələrlə зıxış etmiş, "Təkamьl" (Bakı), "İrani-nou" (Tehran), " Aзıq sцz " (Bakı 1915-1917), İstanbulda yayınlanan "Yeni Qafqaziya" (1923-1928), "Azəri tьrk" (1928-1929), "Odlu Yurd" (1929-1931) və 1933-1939-cu illərdə Berlində зap olunan "Qurtuluş" curnallarının və "İstiqlal" qəzetinin yaradıcısı olmuşdur. 1952-ci ildə isə M.Ə.Rəsulzadənin rəhbərliyi ilə "Azərbaycan" dərgisi nəşr edilib.

M.Ə.Rəsulzadənin jurnalist fəaliyyətindən başqa зoxlu kitabları da зap edilmişdir.

1907-ci ilin sonlarında siyasi fəaliyyətinə gцrə təqib olunan M.Ə.Rəsulzadə 1908-1911-ci illərdə İranda зalışıb, Səttar xan hərəkatında yaxından iştirak edib. 1911-ci ildə isə rus səfirliyinin tələbi ilə İrandan зıxarılıb.

1911-13-cь illərdə İstanbulda Tьrk ocağında зalışıb.

1913-cь ildən Bakıda fəaliyyətə başlayıb.

1918-ci il mayın 28-də Azərbaycan istiqlalı elan olunduqdan sonra Azərbaycan Milli Şurasının sədri seзilmişdir.

1920-ci ildə Azərbaycan ruslar tərəfindən işğal olunduqdan sonra M.Ə.Rəsulzadə həbs olunub. Sonra keзmiş dostu Stalin onu цlьmdən qurtarıb.

1922-ci ildən M.Ə.Rəsulzadənin mьhacirət həyatı başlayıb.

Mьxtəlif illərdə o, Tьrkiyədə, Polşada, Almaniyada yaşamış, Azərbaycan istiqlalı uğrundakı mьbarizəsini davam etdirmişdir.

1955-ci ilin mart ayında Məmmədəmin Rəsulzadə Ankara şəhərində həyata gцz yummuş, Əsri məzarlıqda dəfn edilmişdir.

---------------------------

М. Э. Расулзаде родился 31 января 1884 года в посёлке Новханы близ Баку в семье мусульманского клерка. Несмотря на свои религиозные взгляды, отец Мамед Эмина отдал своего сына в светскую русско-татарскую школу, директором которой был С. М. Ганизаде. Окончив школу Мамед Эмин продолжил учёбу в бакинском техническом училище. В 1902 году 18-летний Мамед Эмин создает среди учащихся «Организацию мусульманской молодежи Мусават». В 1903 году появляется его первая статья о чистоте родного языка в газете "Шарги-Рус («Русский Восток») — единственной в России газете, издававшейся на азербайджанском языке.

В 1904 году основал мусульманскую социал-демократическую организацию «Гуммет», бывшую автономной частью РСДРП. Был главным редактором партийных газет «Гуммет», «Текямул», «Йолдаш». Также писал статьи для непартийных газет «Иршад» и «Терегги», издаваемых Ахмед-беком Агаевым. Во время революции 1905 года Расулзаде активно сотрудничал с кавказскими большевиками — Сталиным, Наримановым, Азизбековым. Находился под наблюдением полиции в связи со своей революционной деятельностью

Расулзаде, помимо работ политических работ, писал стихи и пьесы. В 1908 году была поставлена его пьеса «Гаранлыгда ишыглар» («Огни во тьме»), завершена работа над другой пьесой — «Неожиданная беда».

В 1909 году выехал в Персию, где участвовал в революционных событиях, был одним из создателей Демократической партии. Был редактором партийной газеты «Ирани-Ноу» (Новый Иран). В 1911 году после подавления иранской революции был вынужден уехать в Турцию. Сотрудничал с журналом «Турк урду».

В 1913 году после объявления амнистии по случаю 300-летия династии Романовых, вернулся в Баку. Оставил свою старую партию Гуммет и стал создателем новой партии «Мусават» («Равенство»), которая сочетала пантюркистские, панисламистские и социалистические идеи. С 1915 года возглавлял издание газеты «Ачыг Сёз» («Ясное Слово») — фактически орган партии «Мусават»; выступал за войну до победного конца, за расширение прав и свобод азербайджанского народа.

После Февральской революции 1917 года участвовал в работе Кавказского мусульманского съезда проходившего в апреле в Баку и первого Всероссийского мусульманского съезда, прошедшего в мае 1917 в Москве. По предложению Расулзаде было принято постановление о необходимости федеративного устройства России.

После объединения партии «Мусават» с Тюркской партией федералистов в июне 1917 на 1-м съезде «Тюркской демократической партии „Мусават”» (26 — 31 октября, Баку) избран председателем ЦК. В принятой съездом программе говорилось, что формой государственного устройства России должна быть федеративная демократическая республика, основанная на принципах национально-территориальной автономии.

После разгона большевиками 6 января 1918 года Всероссийского Учредительного Собрания участвовал в работе Закавказского Сейма, провозгласившего создание независимой Закавказской Демократической Федеративной Республики. Возглавил Азербайджанский национальный совет, объявивший о создании Азербайджанской Демократической Республики просуществовавшей с 1918 по 1920 год.

После установления Советской власти в Азербайджане (28 апреля 1920), покинул Баку, скрывшись в горной деревне. Был арестован ЧК и посажен в бакинскую тюрьму, но освобождён благодаря заступничеству Сталина и направлен в Москву, где работал в наркомате национальностей.

В 1922 году эмигрировал из СССР, выехав через Финляндию в Турцию. Издавал газету «Ени Гафгазия» («Новый Кавказ»).

В 1931 году был выслан из Турции. Жил в Польше, где женился на Ванде, племяннице польского диктатора Пилсудского.

С 1940 года жил в Румынии. Во время Второй мировой войны отказался сотрудничать с нацистами в организации мусульманских частей из советских пленных. После войны возвратился в Анкару. Умер в 1955 году.

Изменено пользователем Yasmin
  • Yeri var! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

по мне самый великий Азербайджанец это Xətai

  • Yeri var! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А давайте вы будет краткое описание на русском писать,интерессна ведь

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Содержимое этого сообщения скрыто.
Чтобы увидеть его, вам следует войти на форум, или пройти регистрацию, если её у вас нет.

Шах Исмаил Хатаи

Род Исмаила Сефеви считался происходящим от Али. Во всяком случае, Исмаил был потомком шейха то ли курдского, то ли тюркского(азербайджанского) происхождения (здесь мнения расходятся) Сефи ад-дина Исхака (1252—1334), основавшего в Ардебиле суфийский орден Сефевийе. Военной силой этого ордена, ставшего со временем шиитским, являлись кызылбаши.Во время правительства Сафавитской империей Шах Исмаил объявил Турецкий язык Государственным.

Отцом Исмаила Сефеви был шейх Гейдар, матерью — Алим-шах беги, дочь Узун-Хасана, правителя Ак-Кюнлу; последняя до замужества была православной христианкой, носила имя Марфа и по матери являлась внучкой последнего трапезундского императора — таким образом, Исмаил являлся потомком византийских императоров Комнинов. В 1488 году шейх Гейдар погиб в битве с войсками государства Ак-Кюнлу; в 1495 Ак-Кюнлу захватывают Ардебиль, убивают шейха Али (старший сын Гейдара), а его младший сын 7-летний Исмаил скрывается кызылбашами. Идут облавы на него и его братьев, и Исмаил бежит сначала в Ардебиль, затем в Решт, оттуда уже попадает во дворец Каркия Мирзы Али в Гиляне, где и получает образование под руководством известных учёных.

В 12 лет (1500 г.) Исмаил выезжает из Гиляна, собирает кызылбашей и другие тюркские племена и с семитысячной армией идёт походом на Ширван. Решающая битва происходит в местности Джабани (у крепости Гюлистан). Юный Исмаил сражался в первых рядах, своим примером вдохновляя соратников; ширванцы были разбиты, ширваншах Фаррух Ясар схвачен во время бегства и обезглавлен, а кызылбаши после недолгой осады взяли столицу Ширвана — Баку. Вскоре Исмаил получает известие, что из Тебриза против него выступила 30-тысячная армия его двоюродного брата Алвенд-Мирзы Ак-Кюнлу. Он срочно выступает навстречу, и в середине 1501 года на равнине Шарур под Нахичеванем происходит решающее столкновение. Исмаил одержал блестящую победу над превосходящими силами врагов и затем, двинувшись из завоёванного Ширвана на Азербайджан, осенью торжественно вступает в Тебриз, где провозглашает себя шахиншахом Азербайджана, начинает чеканку монеты и объявляет государственной религией шиизм, обособив тем самым Иран от других мусульманских стран, где господствовали сунниты; он даже принял титул шах-и-шиян, «царь шиитов». При этом он заходил в шиитском рвении так далеко, что издал фирман (указ), приказывающий на площадях «ругать и проклинать» первых трёх «праведных» халифов Абу-Бакра, Умара и Усмана, которых шииты считают узурпаторами власти Али, и грозящий смертью всем, кто будет противиться этому.

При Исмаиле государство стало называться Азербайджан, а тюркский язык на протяжении почти столетия оставался государственным. Заняв Тебриз, Исмаил выступает против Хамадана — столицы султанов Ак-Кюнлу. 21 июня 1503 г. при Алма Гулаги (под Хамаданом) он громит превосходящую армию султана Мурада, которому едва удалется бежать. Таким образом господству Ак-Кюнлу приходит конец, а Исмаил завладевает всем Персидским Эраком. К 1510 г. он владел всем Ираном вплоть до реки Амударьи, Арменией и Арабским Ираком, который занял в 1508 г., взяв Багдад. В Багдаде он, из шиитского фанатизма, разрушил древние памятники, так как они были построены врагами рода Али Аббасидами; все гробницы почитаемых суннитских святых были снесены, а их тела сожжены и развеяны по ветру; были казнены многие суннитские улемы, видные суфии и поэты.

Покинув разгромленный Багдад, шах Исмаил выступил против узбеков, находившихся под предводительством хана Шейбани, который был убит под Мервом в 1510 г.

Однако затем Исмаил сталкивается с турецким султаном Селимом I Явузом, который выступает против него под лозунгом защиты правоверных от еретиков-шиитов. 23 августа 1514 г. при Чалдыране происходит решительная битва. Исход её решила турецкая артиллерия (300 пушек), которую шах презирал, ибо считал недостойным воина «прятаться в укреплении из пушек». В результате он, кинувшись с мечом в руке под турецкий огонь, едва не попал в плен: его конь упал, и его спасло только мужество одного из его приближённых, выдавшего себя за шаха. Кызылбаши понесли огромные потери и были наголову разбиты. Турки взяли Тебриз, и только вспыхнувшие в Анатолии волнения янычар спасли Исмаила от полного краха. В результате, однако, были утеряны Армения, Курдистан и Арабский Ирак.

После Чалдыранской битвы шах Исмаил практически не нападает на соседние государства, если не считать походы на Ширван и Грузию. Оживляются дипломатические отношения с европейскими государствами: Венецией, Королевством Габсбургов, Венгрией, с которыми персы стараются заключить союзы против Турции. Шах направляет усилия на укрепление созданного им государства. В 1524 г. в возрасте 37 лет Исмаил неожиданно умирает в Ардебиле, куда прибыл поклониться гробнице отца. Похоронен там же в усыпальнице Сефевидов Даруль-Иршад.

У Исмаила было пять сыновей — Рустам Мирза (умер молодым), шах Тахмасиб (взошёл на престол в 10-летнем возрасте), Сам Мирза, Алгас Мирза и Бахман Мирза и пять дочерей: Ханым-ханум, Пярихан-ханум, Махинбану, Фирангиз-ханум и Шахзейнаб-ханум.

Исмаил известен также как поэт, писавший под псевдонимом Хатаи, и считается классиком азербайджанской поэзии. Кроме того он увлекался скачками, охотой, владел техникой живописи и каллиграфии, играл на барбате, обладал хорошим голосом и огромной физической силой. Поощрял развитие ремесла и торговли. Персонаж многих народных легенд и дастанов.

Поэзия шаха Исмаила

Самая старая рукопись стихов — «Диван» хранится в настоящее время в Ташкенте. Её переписал во дворце шаха Тахмасиба I знаменитый каллиграф Шах Махмуд Нишапури. Известно множество рукописей Хатаи. Шах Исмаил использовал свою поэзию в качестве агитации, и его стихи, распространявшиеся по свету вместе со странствующими ашугами и дервишами, полны шиитского фанатизма:

Я знаю — это слова Бога,

И посему я объявляю проклятье Язиду,

Проклинать Язида достойно поощрения,

И потому я объявляю проклятье Язиду.

Гордость мира — Мухаммед Мустафа,

Царь мужей — Али, тайна Божья,

Мой имам, как и Хасан, созданье благодати,

И потому я объявляю проклятье Язиду.

Хатаи также и лирический поэт. В азербайджанской поэзии считается хрестоматийной его поэма «Дехнамэ»

Изменено пользователем Yasmin
  • Yeri var! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А давайте вы будет краткое описание на русском писать,интерессна ведь

Это даже хорошо, что описание дано на родном языке, а для тех кто не понимает, я буду в этом же посте добавлять и текст на русском языке тоже. Так что, вы полностью сможете удовлетворить ваш интерес

Содержимое этого сообщения скрыто.
Чтобы увидеть его, вам следует войти на форум, или пройти регистрацию, если её у вас нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это даже хорошо, что описание дано на родном языке, а для тех кто не понимает, я буду в этом же посте добавлять и текст на русском языке тоже. Так что, вы полностью сможете удовлетворить ваш интерес

Спасиба

Содержимое этого сообщения скрыто.
Чтобы увидеть его, вам следует войти на форум, или пройти регистрацию, если её у вас нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я считаю что один из великих людей Азербайджанского народа,как личность и как политик не только в Азербайджане но и на мировом масштабе это Гейдар Алирза оглу Алиев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Содержимое этого сообщения скрыто.
Чтобы увидеть его, вам следует войти на форум, или пройти регистрацию, если её у вас нет.

Бабек

Бабек (Бабак Хоррамдин, 795 или 798 — январь 838) происходил из ираноязычной провинции Арабского халифата Азербайджан (Адурбадаган, иначе Атропатена - нынешний Иранский Азербайджан), где говорили на особом, ныне вымершем, иранском языке - азери. Он родился недалеко от города Артавилла, современный Ардебиль. Его отец, мелкий торговец маслом вразнос, родом из Мадаина (бывший Ктсесифон, столица Сасанидов в Месопотамии), переселился в Азербайджан, где женился на женщине из деревни Балалабад по имени Махру («Луноликая»).

Бабек рано лишился отца, убитого разбойниками. В 10 лет он нанимается пастухом, затем погонщиком верблюдов в караване, что позволило ему познакомиться со многими странами, в 18 лет поступает учеником к оружейнику в Тебризе, и наконец возвращается в родную деревню, чтобы поддерживать мать. Хотя отец Бабека и носил мусульманское имя Абдулла, семья сохраняла верность зороастрийским традициям.

Время молодости Бабека являлось временем подъема иранских национальных чувств. Свержение Омейядов и замена их Аббасидами, которые считались проиранской династией, поселило среди иранцев надежды на изменение положения к лучшему. Тем сильнее было разочарование, вызванное убийством по приказу халифа героя борьбы против Омейядов — хорасанца Абу Муслима. В такой ситуации усиливается влияние секты «одетых в красное» хуррамитов, боровшимися против власти Арабского халифата, феодальной эксплуатации и ислама.

Глава секты Джавидан сын Шахрана, случайно зайдя в хижину матери Бабека, приметил незаурядные способности молодого Бабека и взял его к себе. Бабек вошёл в ближайшее окружение Джавидана, имевшего своей резиденцией крепость Базз. После гибели Джавидана, Бабек женился на его вдове и был признан главой секты — воплощением божества. В этом качестве он возглавил повстанческое движение против арабов (816 год), объединив крестьян, ремесленников и мелкие землевладельцев (дехканов и азатов), под лозунгами восстановления державы Сасанидов и установления царства справедливости. Центром восставших была крепость Базз (Бадз), местно которой до сих пор известно как «Крепость Бабека» (под городом Калибр в провинции Восточный Азербайджан, географически - между реками Аракс и Ахар, в горах Карадаг).

Возглавив хуррамитскую общину, Бабек приступает к решительным действиям, призывая хуррамитов изгнать арабов, уничтожить ислам и восстановить религию предков — зороастризм. Национально-освободительное и религиозное движение переплеталось социальными лозунгами против крупного землевладения: во имя всеобщего равенства, общего владения землей (т.е. передачи земель сельским общинам), отмены налогов и податей.

По условленному сигналу сторонники Бабека вырезают в окрестностях Базза всех арабов и их сторонников. После этого восстание распространяется на соседние области. Вскоре почти весь Азербайджан оказывается в руках хуррамитов. Отсюда восстание перекидывается в соседние иранские области — Джабиль и Хорасан.

Бабек везде действует по одному сценарию — все захваченные укрепления сносятся, а гарнизон и арабское население вместе с сочувствующими им жестоко вырезаются. Истребляются и местные феодалы, выступающие против Бабека. В результате Бабеком за двадцать лет было казнено свыше 200 тысяч человек и лишь только около 10 тысяч взято в плен.

Быстрый успех Бабека в какой-то степени объяснялся благоприятным стечением обстоятельств — борьбой за престол умершего халифа Харуна ар Рашида между его сыновьями — Эмином и Мамуном, мать которого была персиянкой. Победителем в этой борьбе выходит Мамун, но выступления сторонников Эмина, недовольных проиранской политикой Мамуна, не прекращаются, пока Мамун не меняет свой политический курс с учётом интересов арабов. Лишь после того, как в 819 году он переносит столицу из Хорасана в Багдад, он получает возможность заняться внутренними делами Халифата.

Для борьбы с Бабеком Мамун посылает регулярные войска, однако Бабек уже набрал такую силу, что справиться с ним не удаётся. Пять раз Мамун посылает против Бабека свои лучшие войска, и всегда его военачальники терпят сокрушительные поражения. Одного за другим Мамун меняет главнокомандующих, набирает новые армии, но всё безрезультатно.

Уже в 819—820 впервые проявляется полководческий талант Бабека. С малочисленными и плохо обученными войсками Бабек, используя знание местности и применяя новые тактические приёмы и хитрости партизанской войны, выходит победителем в борьбе с самоуверенными военачальниками регулярных армий, ещё не осознавшими серьёзности движения хуррамитов и таланта их предводителя. В 823 году он наносит арабам очередное поражение.

3 июня 829 года Бабек под стенами Базза с помощью удачной вылазки из крепости и засады разбивает посланную против него 150-тысячную армию. При этом, по словам арабских историков, гибнет свыше 30 тысяч воинов во главе с самим полководцем Мухаммедом ибн Хумайдой. Бабек свозит в Баззу несметную добычу из захваченных крепостей и занимает Хамадан.

В момент наивысшего могущества Бабек берёт под контроль не только весь Азербайджан, но и часть Хорасана; восстание перекинулось также на Фарс и Кухистан. Под контролем Бабека находилась и часть Армении и Аррана, от Двина и Барды. Количество сторонников достигало 300 тыс. чел.

Сложные отношения сложились у Бабека с армянскими землями. В начале 820-х гг. он вступил в союз с владетелем Сюника Васаком и помог ему изгнать арабов. Однако после смерти Васака, Бабек взял в жены его дочь, попытавшись установить свой контроль над Сюником и Арцахом. Результатом стали восстания в этих землях, через которые Бабек несколько раз прошёл огнем и мечом.

Отвлечение арабов ма войну с Византией и борьбу с восстанием в Египте (830—833) дало Бабеку некоторую передышку. Бабек спокойно закрепляет свои завоевания и заниматься внутренними делами. По ночам в Баззе слышатся звуки музыки и пения. Веселье здесь не кончается даже в тяжёлые для хуррамитов дни. В это время в поведении Бабека начинают проявляться высокомерие и деспотизм. Он преисполняется пренебрежения к силе арабского оружия, отказываясь от тактики партизанской войны.

В 833 году халиф Мамун умирает, оставив наследником престола своего брата Мутасима. После заключения мира с Византией халиф Мутасим бросает все силы на подавление восстания. Для этого он реорганизует армию и создаёт наёмное войско, в основном из тюрок. Великолепные воины, привыкшие к суровому образу жизни, тюрки сыграют основную роль в деле победы Мутасима над Бабеком. Столицу со своим тюркским окружением Мутасим переводит из Багдада в Самарру.

В сражении у Хамадана Бабек изменяет своим традиционным партизанским методам ведения войны и принимает бой в открытом поле. Естественно, плохо обученное крестьянское войско Бабека, не имеющее конницы, терпит сокрушительное поражение. Гибнет около пятидесяти тысяч крестьян, остальные спасаются бегством, многие бегут в пределы Византии. Бабек тоже спасается бегством и, достигнув Базза, начинает набирать новые войска.

Разгром под Хамаданом сильно подрывает авторитет Бабека — многие крестьяне теряют после этого веру в его божественное происхождение и начинают расходиться по домам. Мутасим приказывает одному из своих эмиров блокировать крепость и восстановить укреплённые пункты, в своё время разрушенные Бабеком. Несколько отрядов, высланных Бабеком за припасами, были наголову разбиты.

Для завершения компании халиф Мутасим объявляет новый набор войск и командование поручает одному из самых талантливых и энергичных полководцев Хайдару ибн Каусу (Кавусу) эль Афшину. (Афшин - собственно, титул владетеля области Усрушана в Согдиане, каковым являлся Хайдар). Это был один из самых энергичных халифских полководцев, прославившийся в войне с Византией. Новый командующий с самого начала выбрал правильную тактику — тактику медленного затягивания петли вокруг Базза.

Весной 836 года Афшин вступает в Азербайджан. Двигаясь по горным, труднодоступным тропам, он, наконец, достигает входа в ущелье, ведущего к Баззу. Наученный поражением под Хамаданом, Бабек не решается на сражение в открытом поле и скрывается в крепости, довольствуясь редкими вылазками. Афшин, тоже будуче не уверенным в возможности успешного штурма непреступной крепости, выжидает, надеясь каким-либо путём "выманить" Бабека из крепости.

К концу зимы Мутасим посылает Афшину в подкрепление корпус в девять тысяч тюркских воинов. Положение Бабека сильно ухудшается. Он просит помощи у византийского императора Феофила. Получив письмо, Феофил начинает военные действия против Халифата. Однако Мутасим, несмотря на временные неудачи в войне с Византией, не отозвал ни одного воина из Азербайджана, а после успешного окончания войны против Византии потребовал от Афшина завершения порученного ему дела.

Войско Афшина штурмует крепость. Желая как-то выиграть время, Бабек просит «аман» — помилования, причём требует письменное потверждение от самого халифа. Афшин даёт согласие на «аман» и посылает гонцов в столицу. Бабек тем временем, переодевшись купцом, бежит в сторону Аррана, надеясь оттуда добраться до Византии.

Афшин, узнав о бегстве Бабека, 26 августа 837 года вступает в крепость и приказывает снести её до основания. В крепости находят несметные богатства, которые Афшин в большинстве утаил от халифа и переправил к себе на родину.

Бабек и несколько его соратников, среди которых его брат Абдаллах, мать и жена, пробираются через горы и леса в сторону Византии. В Арцахе он останавливается у своего давнего союзника, князя Хачена Сахла Смбатяна (в арабских источниках Сахл ибн Смбат), однако последний выдает его Афшину, мотивируя местью за разорение, которому Бабак подверг Арцах и Сюник. Однако, не желая выдавать гостя лично, он подстроил арест так, что Бабек был схвачен посланным Афшином отрядом во время устроенной Сахлом охоты. Армянский историкМовсес Каганкатваци с удовлетворением пишет:

«И в том же году тот же князь Сахли, сын Смбата, взял в плен истребляющею людей и опустошителя стран смутьяна Бабана, зверя кровожадного, и отдал его в руки амирмумина. А за услуги он получил от двора доброе вознаграждение: право царской властью управлять Арменией, Иверией и Алуанком». Фактически, Сахл получил от халифа вознаграждение в 1 млн. дирхемов.

Пленных доставляют в столицу Халифата Самарру. Бабека и его брата одевают в царские одежды, обшитые жемчугами и драгоценными камнями. Бабека сажают на громадного серого слона, подаренного царём Индии, а Абдаллаха — на великолепную бактрийскую верблюдицу. На последнем участке пути до Самарры по обе стороны дороги располагаются конные отряды и пехота, одетые в праздничные одежды, с развёрнутыми знамёнами. Процессия, наконец, достигает дворца Халифа.

Как пишет М. Томара, «Бесчисленные дворцовые постройки, составлявшие сами по себе целый город, были все украшены драгоценными коврами. Во дворе перед дворцом на золотых цепях были прикованы сотни львов. По залам дворца была расставлена личная гвардия халифа в драгоценном вооружении, затем семь тысяч белых рабов и семьсот высших придворных чинов. Стены были обвешаны десятью тысячами позолоченных панцирей и дорогим оружием. Пленников вслед за полководцем повели через знаменитую залу, где посредине мраморного бассейна стояло дерево с восемнадцатью ветками, сделанными целиком из золота; на нём сидели золотые птицы, у которых вместо глаз блестели драгоценные каменья. Наконец они вошли в тронный зал, убранный великолепными коврами исключительной редкости и ценности.

Мутасим восседал на троне. Перед ним была разостлана „кожа казней” и стоял палач. Казни совершались по старому обычаю, на куске кожи в присутствии халифа. Когда подошёл Афшин, халиф посадил его вблизи себя на почётное место. Затем подвели к трону Бабека. У Бабека был палач по имени Нуднуд. В столицу Афшин привёз его вместе с другими пленными. Ему и поручил Мутасим казнь Бабека и его брата Абдаллаха.

С Бабека снимают одежду и раздевают догола. После этого палач отрубает ему правую руку и ударяет этой рукой несколько раз Бабека по лицу, то же делает с левой рукой. Затем палач отрубает ему обе ноги. Потом ему вспарывают живот и только после этого ему отрубают голову».

Туловище Бабека прибивают к кресту и выставляют на окраине Самарры. Это место носило название «Крест Бабека», даже после того, как город был заброшен. Голову Бабека выставили в Багдаде на главном мосту, а затем отправили в Хорасан для устрашения готовых к восстанию жителей.

Полководец Афшин, победивший Бабека, находится на вершине славы. В его честь писали стихи лучшие поэты, от халифа, он получает вознаграждение в два миллиона дирхемов. Но возвышение Афшина пугает халифа и его окружение, его обвиняют в тайных связях с Бабеком и в "сепаратизме" и идолопоклонстве (Афшин был перешедший в ислам зороастриец). Афшина судят, но казнить боятся из-за его большой популярности в народе и армии, и он умирает так называемой «естественной» смертью в тюрьме, от голода и жажды.

В Азербайджане Бабек почитается как национальный герой, сражавшегося за независимость и свободу Азербайджана. Бабеку установлены памятники во многих населенных пунктах, в его честь названы район и райцентр в Нахичеванской АР, его имя носит один из центральных проспектов Баку, его именем называют детей, его историю рассказывают как пример для подражания. Бабеку посвящен одни из самых масштабных проектов азербайджанской и советской кинематографии, художественный фильм "Бабек". Ежегодно в Иране, несмотря на все препятствия создаваемые со стороны официальных властей Ирана азербайджанцы отмечают год падения крепости Базз, масштабными походами к нему.

Изменено пользователем Yasmin
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Содержимое этого сообщения скрыто.
Чтобы увидеть его, вам следует войти на форум, или пройти регистрацию, если её у вас нет.

Фикрет Амиров

Фикрет Амиров (1922-1984) — выдающийся композитор, представитель камерно-вокального тврочества, один из ведущих мастеров азербайджанского музыкального искусства, внесший вклад в сокровищницу многонациональной музыкальной культуры страны. Творчество Ф.Амирова получило широкое признание в Азербайджане и далеко за его пределами. Часто и с огромным успехом звучат его произведения в Москве, Киеве, Новосибирске, Тбилиси, а также в США, Германии, Англии, Турции, Египте и т.д. На многих концертных эстрадах мира исполняются созданные композитором симфонические мугамы и симфония "Низами". Неоднократно они исполнялись такими выдающимися дирижерами мира, как Г.Абендрот, Ш.Мюнш, Л.Стоковский и др. За пределами республики известна опера Ф.Амирова "Севиль". Всенародное признание и популярность завоевал балет "Тысяча и одна ночь". Круг художественных интересов Ф.Амирова чрезвычайно многогранен. Он автор оперы, балетов, симфонии, симфонических поэм, симфонических мугамов, сюит, каприччио, фортепианных концертов, сонаты, музыкальных комедий, песен, романсов, фортепианных пьес, музыки к драматическим спектаклям, кино и т.д.

Фикрет Мешади Джамиль оглы Амиров родился 22 ноября 1922 года в городе Гяндже в семье известного певца и тариста. Отец композитора — Мешади Джамиль — был широко известным в Азербайджане музыкантом-исполнителем, а впоследствии и педагогом, впервые организовавшим в родном городе музыкальную школу. Позже он возглавил и музыкальное училище. Естественно, что отец оказал большое влияние на музыкальные склонности и воспитание будущего композитора.

Первоначальное музыкальное образование Ф.Амиров получил в музыкальном училище Гянджи, окончив которое, он переехал в Баку и поступил в Азгосконсерваторию в класс композиции Б.И.Зейдмана. Начавшаяся Великая Отечественная война прервала учебу Ф.Амирова; как и многие деятели искусства, он в действующей армии сражается на фронте (Воронежском). В 1943 году, после тяжелой болезни и операции Ф.Амиров возвращается в Баку и в 1944 году возобновляет учебу в консерватории, которую оканчивает в 1948 году.

Уже в годы учебы в консерватории наметился широкий круг тем и жанров, увлекших молодого композитора: это и камерные миниатюры для фортепиано, и лирический, углубленный по характеру и настроению романс "Звезда" на текст Лермонтова, тонко передающий содержание поэтического первоисточника, и, созданные еще в 1941 году, "Романтическая соната" для фортепиано (1946 г.) и, завоевавшие широкую популярность, музыкальные комедии "Похитители сердец" (1944 г.) и "Добрая весть" (1946 г.), концерты и симфонии. Свидетельством активных творческих поисков композитора в концертном жанре явился созданный Двойной Концерт для фортепиано и скрипки с оркестром и, написанный совместно с композитором Андреем Бабаевым, Концерт для фортепиано с оркестром народных инструментов.

Ф.Амирова влечет как симфоническая, так и сценическая музыка. Первые его опыты в сценической музыке — оперетты "Похитители сердец" и "Гезюн айдын" (1944 и 1946 гг.) — уже показали склонность Ф.Амирова к лирическому выражению чувств, нередко окрашенных в мягкие тона юмора, верное сценическое чутье, яркую мелодическую природу дарования. При этом уже в опереттах видна была склонность Ф.Амирова к развернутым музыкальным номерам-характеристикам. Многие песни из оперетт получили признание и широкую популярность именно благодаря своей мелодической щедрости. С этих пор Амиров постоянно поддерживает связи с театрами республики. Он пишет музыку к пьесам Д.Джаббарлы, Г.Джавида, М.Гусейна, С.Вургуна, И.Касумова и др.

Одним из выдающихся сочинений Ф. Амирова явилась симфония "Низами" для струнного оркестра, созданная в 1947 году к 800-летию поэта. Впоследствии к лирико-драматической, лирической симфонии "Низами" прибавляются новые типы жанрово-характерной симфонической музыки.

В 1948 году Ф. Амиров создает симфонические мугамы "Шур" и "Кюрд овшары", удостоенные вскоре Государственной премии СССР. Симфонические мугамы очень скоро завоевывают мировое признание. Они звучат во многих странах, на многих концертных эстрадах. В 50-е годы Ф.Амирова приглашают в США для участия в концертах из его произведений. Выдающийся дирижер мира Леопольд Стаковский дирижирует симфоническими мугамами "Шур" и "Кюрд овшары", которые исполняет Бостонский филармонический оркестр. Мугамы Ф.Амирова записываются на пластинки в ряде зарубежных стран.

В 50-е годы созданы наиболее значительные сочинения Ф.Амирова — фортепианные пьесы, фортепианный цикл "12 миниатюр", Концерт для фортепиано с оркестром на арабские темы, созданный в содружестве с Э.Назировой, а также и фортепианная сюита для двух фортепиано на арабские темы. В эти годы сделаны Амировым и прекрасные обработки народных песен для голоса с фортепиано, создан ряд замечательных песен. Некоторые из них, написанные к пьесам, получили самостоятельность и активную жизнь в концертном исполнительстве. Так, огромной популярностью пользуется песня слепого из пьесы "Шейх Сенан" Г.Джавида, сочетающая в себе трагическую выразительность и интонационный склад мугама и древних траурных песнопений.

Поиски все новых и новых сфер и ракурсов воплощения народного духа приводят композитора к созданиючетырехчастной симфонической сюиты "Азербайджан" (1950 г.) — своеобразному гимну Родине, полному горячей любви к своему народу, гордости за него, преклонения перед родным искусством. Широкое использование ашугской музыки придает сюите своеобразную, ликующе поэтическую окрашенность, яркость колорита, оптимистическое радостное звучание. Посвященная народному поэту Азербайджана Самеду Вургуну, эта сюита как нельзя лучше передает пылкую искренность поэта, восторженно славящего свой край.

Эта же патриотическая тема нашла свое выражение несколько позже в блестящем оркестровом "Азербайджанском каприччио" (1961 г.). Виртуозное начало, тембровое разнообразие, богатство колорита, бесконечная игра и смена красок доведены в "Каприччио" до ослепительного блеска. С предельным совершенством раскрыты в этой пьесе выразительные и виртуозные возможности инструментов оркестра. Из смен тонального и тембрового колорита, из ритмической разноплановости, из игры контрастами словно рождается в "Каприччио" узорчатая роспись, поражающая сочностью красок, полная радостного звучания.

Огромным творческим достижением Ф.Амирова и одновременно, национального музыкального искусства 50-х годов было создание оперы "Севиль". Созданием оперы "Севиль" Ф.Амиров во многом разрешает проблемы и задачи, стоящие перед азербайджанской оперой: освоение современной тематики в оперном жанре и создание лирической, лирико-психологической оперы, оснащенной достижениями современной музыкально-сценической техники.

В начале 60-х годов Ф.Амиров написал большое количество фортепианных пьес, оркестровые сюиты, музыку к кинофильмам и драматическим спектаклям, ряд песен. В 60-е годы сделаны композитором новые редакции оперы "Севиль". В эти годы особенно активизируется и музыкально-общественная деятельность Ф.Амирова. Он участвует неоднократно на международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, съездах, пленумах, часто ездит с концертами из своих произведений. В течение ряда лет он руководит оперным театром. За огромные заслуги перед национальным искусством Ф.Амиров удостаивается звания Народного артиста СССР, награды — ордена Ленина.

В 70-е годы написаны Ф.Амировым вокально-хореографическая поэма "Насими", "Азербайджанские гравюры" для симфонического оркестра.

Постоянный поиск новых средств выражения, стремление синтезировать различные сферы народногоискусства, одновременно сочетая их с классикой и поисками новой темброво-колористической освещенности, приводят композитора к созданию симфонического мугама "Гюлистан Баяти-Шираз", объединившего в своей красочной палитре звучание оркестра, и голоса. Вдохновленный поэзией замечательных поэтов прошлого — Саади и Хафиза, — Ф.Амиров (в 1971 году) вновь обратился к мугаму. Как и в ранних симфонических мугамах, в новом сочинении оркестровая палитра композитора отмечена изысканностью и колоритностью, а народный мелос обогащен разнообразными полифоническими приемами и красочными гармониями. Но в данном случае, мугамное звучание обогащено и введением несколько иной сферы — ашугского начала. Стремление синтезировать разные жанры народной музыки заметно обогатило мугам "Баяти-Шираз", придав ему черты красочной концертности. Гораздо органичнее, чем в предыдущих случаях, структура мугама сплетается здесь с чертами классических структур, форм, композиций. Открывая новые, более широкие пути для развития симфонизма на основе народно-национальной музыки Востока, мугам Ф. Амирова в своем новом тембровом одеянии (оркестр и голос) создает предпосылки для возникновения уже синтетического жанра в русле мирового искусства. В 1973 году симфонический мугам "Гюлистан Баяти-Шираз" исполняется на VII Международном музыкальном конгрессе в Москве, где встречает восторженный прием у слушателей.

В эти же годы Ф.Амиров пишет ряд статей и книг о музыке. В начале 80-х годов он избирается членом-корреспондентом академии наук Азербайджана. В конце 70-х годов Ф.Амиров, по мотивам сказок 1001 ночи, создает балет "1001 ночь", поставленный на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова. Очень скоро балет завоевал огромную популярность. Постановка его была осуществлена ряде других стран, с успехом был продемонстрирован балет и в Москве. Фикрета Амирова не стало 20 февраля 1984 года.

Изменено пользователем Yasmin
  • Yeri var! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Биография

Гейдар Алирза оглу Алиев родился 10 мая 1923 года в азербайджанском городе Нахичевань. По окончании в 1939 году Нахичеванского педагогического техникума он учился на архитектурном факультете Азербайджанского индустриального института (ныне Азербайджанская Государственная Нефтяная Академия). Начавшаяся война не позволила ему завершить образование.

С 1941 года Гейдар Алиев работал заведующим отделом в НКВД Нахичеванской АССР и Совете народных комиссаров Нахичеванской АССР, а в 1944 году был направлен на работу в органы государственной безопасности. Гейдар Алиев, работавший с этого периода в системе органов безопасности, с 1964 года занимал пост заместителя председателя, а с 1967 года — председателя Комитета Государственной Безопасности (КГБ) при Совете Министров Азербайджанской ССР, ему было присвоено звание генерал-майора. В эти годы он получил специальное высшее образование в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), а в 1957 году окончил исторический факультет Азербайджанского Государственного Университета.

Будучи избран на пленуме Центрального Комитета Коммунистической Партии Азербайджана в июле 1969 года первым секретарем Центрального Комитета Коммунистической Партии Азербайджана, Гейдар Алиев стал руководителем республики. В декабре 1982 года Гейдар Алиев был избран членом Политбюро Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза, назначен на пост первого заместителя председателя Совета Министров СССР и стал одним из руководителей СССР. В течение двадцати лет Гейдар Алиев был депутатом Верховного Совета СССР и пять лет занимал пост заместителя председателя Верховного Совета СССР.

В октябре 1987 года Гейдар Алиев в знак протеста против политики, проводимой Политбюро Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза и лично генеральным секретарём Михаилом Горбачёвым, ушёл в отставку с занимаемых должностей.

В связи с трагическими событиями 20 января 1990 года во время ввода Советских войск в Баку, Гейдар Алиев, выступив на следующий день в представительстве Азербайджана в Москве с заявлением, потребовал наказать организаторов и исполнителей ввода Советских войск. В знак протеста против политики руководства СССР в связи с возникшей в Нагорном Карабахе острой конфликтной ситуации, он в июле 1991 года покинул ряды Коммунистической Партии Советского Союза.

Возвратившись в июле 1990 года в Азербайджан, Гейдар Алиев жил сначала в Баку, а затем в Нахичевани, в том же году был избран депутатом Верховного Совета Азербайджана. В 1991—1993 годах он занимал пост председателя Верховного Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики, заместителя председателя Верховного Совета Азербайджанской Республики. На проведённом в 1992 году в городе Нахичевань учредительном съезде партии «Ени Азербайджан» Гейдар Алиев был избран председателем партии.

Когда в мае-июне 1993 года в результате крайнего обострения правительственного кризиса в стране возникла угроза гражданской войны и утраты независимости, тогдашние руководители Азербайджана официально пригласили Гейдара Алиева в Баку. 15 июня 1993 года Гейдар Алиев был избран председателем Верховного Совета Азербайджана, а 24 июля — постановлением Милли Меджлиса стал осуществлять полномочия Президента Азербайджанской Республики. 15 июня был официально объявлен Днём национального спасения и с 1998 года отмечается как государственный праздник.

3 октября 1993 года в результате всенародного голосования Гейдар Алиев был избран Президентом Азербайджанской Республики. 11 октября 1998 года, набрав на выборах 76,1 процента голосов, он вновь был избран Президентом Азербайджанской Республики. Гейдар Алиев, давший согласие на выдвижение своей кандидатуры на проводимых 15 октября 2003 года президентских выборах, отказался от участия в выборах в связи с проблемами со здоровьем.

Гейдар Алиев был удостоен ряда международных премий, звания почетного доктора университетов различных стран и других высоких почётных званий. Он был четырежды награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды и многими медалями, дважды получил звание Героя Социалистического Труда, был награждён орденами и медалями многих иностранных государств.

Официально назначил своим преемником сына Ильхама, который в 2003 году был в ходе всенародного голосования избран президентом Азербайджана.

Умер в Кливленде (США) после тяжёлой болезни. После смерти тело перевезено на родину самолётом. Похоронен в Баку. Именем Алиева названы многие улицы, государственные учреждения и предприятия, а также метрополитен города Баку

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

метрополитен тоже??? и какая станцмя..ничего себе..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

говорят что новую станцию открыть хотят правда не знаю где

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Молла Панах Вагиф

Содержимое этого сообщения скрыто.
Чтобы увидеть его, вам следует войти на форум, или пройти регистрацию, если её у вас нет.

Азербайджанский поэт и государственный деятель.

Родился около 1717 года в деревне Салахлы (ныне Казахский район Азербаджана) в крестьянской семье. Знал арабский и персидский языки. Учился у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни. Был учителем (приставка "молла" к имени поэта связана с этой его деятельностью), затем везиром (министром иностранных дел) карабахского правителя. На этом посту проявил незаурядные способности дипломата.При его участии был заключен оборонительный союз между Карабахом, Грузией, Талышским и Эриванским ханствами против Ирана. Он же был инициатором переговоров с Россией, имевших целью заручиться ее поддержкой. В 1797 власть в Карабахе была захвачена племянником Ибрагим-хана Мухаммед-беком Джеванширом, по повелению которого Вагиф был убит в Шуше вместе с сыном - молодым поэтом Али-беком, дом его разгромлен.

Произведения поэта в рукописях не сохранились и были собраны впоследствии по отдельным записям или из уст певцов. Собиранием стихов Вагифа усиленно занимался и М. Ф. Ахундов. Первое наиболее полное их собрание было издано в 1945 году (русский перевод 1949 г.).

Своим поэтическим творчеством Вагиф открыл новую страницу в азербайджанской поэзии, приблизив ее к народу. Его лирика жизнерадостна; он трезво судит о реальной жизни, а ее невзгоды стремится преодолеть силой разума, находя философский смысл даже в скорбях. Высшая награда человеку в этом мире - любовь земная, почти языческая. В отличие от поэтов-романтиков, воспевавших возвышенно-жертвенную любовь к идеальной красавице, Вагиф поэтизирует наслаждение, создает образы вполне реальных красавиц, веселых проказниц ("Фиалка", "Двух красавиц я славлю", "Грудь упругая прекрасна"). В поздние годы в стихах Вагифа крепнет обычный для средневековой восточной лирики мотив "превратности судьбы": бессилие человека перед лицом рока, провидения ("Видади, ты на черствые эти сердца погляди"). Философская лирика проникается горечью ("Кто совершенен, того постигают напасти судьбы") и ироническим отношением к миру обмана и зла ("Я правду искал, но правды снова и снова нет"). Вагиф вместе с Видади, старшим современником и другом, утвердил в азербайджанской поэзии ашугскую форму гошма, наиболее близкую к народному поэтическому творчеству, хотя своими великолепными газелями, мухаммасами, написанными в строго классической форме, отдал дань и поэтической школе Физули. Стихи Вагифа поются поныне ашугами и певцами. Популярная народная поговорка гласит: "Не всякий, кто учится, сделается Молла-Панахом". Жизнь Вагифа нашла художественное воплощение в драматической поэме С. Вургуна "Вагиф".

Изменено пользователем Яся
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

это Вагиф?

Содержимое этого сообщения скрыто.
Чтобы увидеть его, вам следует войти на форум, или пройти регистрацию, если её у вас нет.

Изменено пользователем 884
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, и предыдущее фото было Вагифа, просто есть похожее и Низами, поэтому я заменила, специально для тебя

Содержимое этого сообщения скрыто.
Чтобы увидеть его, вам следует войти на форум, или пройти регистрацию, если её у вас нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Аббас-Кули-ага Бакиханов

Содержимое этого сообщения скрыто.
Чтобы увидеть его, вам следует войти на форум, или пройти регистрацию, если её у вас нет.

Азербайджанский писатель и ученый.

Литературный псевдоним - Кудси.

Родился 21 июня 1794 года в селении Амираджаны близ Баку, в семье одного из бакинских ханов. Молодые годы провел в Кубе, в поместье своего отца. получил блестящее образование, знал восточные языки, главным образом персидский и арабский, был знаком с произведениями великих иранских поэтов, изучал труды иранских ученых и философов. В 1819 году переехал в Тифлис, где поступил на службу переводчиком в канцелярию генерала Ермолова.

Тифлисский период жизни Бакиханова был плодотворным. Находясь на военной и дипломатической службе, он близко познакомился с видными деятелями культуры, находящимися в то время на Кавказе, дружил с А. С. Грибоедовым, А. А. Бестужевым. В эти годы он в совершенстве овладел русским языком, изучил французский язык. Бакиханов участвовал в войнах России с Ираном и Турцией, принимал участие в русско-иранских мирных переговорах в Туркманчае (1828 год), получил чин полковника.

В Тифлисе Бакиханов имел возможность встречаться с грузинскими и армянскими писателями - Г. Орбелиани, А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, X. Абовяном, с поэтом Я. П. Полонским и польским революционером Т. Ладо-Заблоцким, жившим на Кавказе. В 1833 году он путешествавал по России, посетил Москву и Петербург, побывал в Латвии, Литве и Польше. Более шести месяцев прожил Бакиханов в Варшаве. Там он познакомился с сестрой А. С. Пушкина - Ольгой Сергеевной Павлищевой. По ее просьбе Бакиханов привез в Петербург письмо семье Пушкиных и здесь в мае 1834 г. встретился с великим русским поэтом.

После возвращения из Варшавы Бакиханов некоторое время жил в своем родном городе Кубе, где организовал литературный меджлис под названием "Гюлистан" ("Цветник"). Вокруг него сгруппировались поэты и любители поэзии. В Кубе он завершил ряд своих литературных произведений, в том числе "Китаби-Аскерийе", где проза перемежается с лирическими стихотворными фрагментами. Его перу также принадлежат такие научные и публицистические произведения, как "Тахзиб уль-ахлаг" ("Улучшение нравов"), "Асрар уль-мелекут" ("Тайны небес"), "Кануни Кудси", "Гюлистан Ирем", "Китаби-Аскерийе", ряд дидактических рассказов в стихах и др.

Крупное научное исследование "Гюлистан Ирем", посвященное истории Азербайджана и Дагестана, в свое время было высоко оценено русскими и зарубежными учеными.

Большинство научных и публицистических трудов Бакиханова носило просветительский характер. Автор с позиции научных достижений своего времени разъяснял вопросы астрономии, географии, затрагивал социально-этические проблемы. В своих дидактических притчах он призывал к трудолюбию, честности, выступал с резкой критикой скудоумия недальнозорких правителей, карьеризма, жестокости и произвола, царящих в обществе.

Бакиханов был первым азербайджанским просветителем нового типа. Его просветительская миссия не только формировалась под влиянием традиционных культурных ценностей мусульманского Востока, но и питалась европейским и русским просветительским духом. Она отличалась интересом к точному знанию, естественным наукам, социальному прогрессу, к творчеству передовых художников России.

Аббас-Кули-ага Бакиханов скончался в 1847 году в г. Кубе.

  • Yeri var! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

АХУНДОВ (АХУНДЗАДЕ), МИРЗА ФАТАЛИ (1812-1878) родоначальник азербайджанский реалистической литературы, философ-материалист и общественный деятель.

Родился в 1812 в г.Шеки (в составе Российской империи — г.Нуха, древнее имя впоследствии было возвращено городу). Воспитывался дедом Ахунд Алескером, который занимал высокий духовный сан. Получил духовное образование в медресе, где одним из учителей был Мирза-Шафи Вазех, который отвратил Ахундова от духовной стези, о чем тот потом вспоминал: "Это был тот самый Мирза Шафи, о жизни и талантливости стихов которого много писалось в Германии (т.н. „плагиат Ф.Боденштедта“ — Ч.Г.)… Однажды он спросил меня: „Какую цель преследуешь изучением наук?“ Я ему ответил, что хочу быть моллой. Тогда он сказал мне: „Неужели и ты хочешь стать лицемером и шарлатаном?.. Не трать попусту свою жизнь среди этой черни. Найди себе другое занятие“. Зная азербайджанский язык, изучив персидский и арабский, а впоследствии и русский в открывшемся в Нухе русском училище (на всех этих языках Ахундов оставил сочинения), он с молодых лет и до конца жизни проработал переводчиком с восточных языков в царском наместничестве в Тифлисе, дослужившись до чина полковника.

Первое значительное произведение — Восточная поэма на смерть Пушкина. Она была создана ранней весной 1837, когда в Тифлис пришла весть о гибели поэта (поэма подписана псевдонимом Сабухи, „Утреннее дуновение“), переведена подстрочно на русский язык ссыльным декабристом А.С.Бестужевым-Марлинским незадолго до его гибели и осенью того же года, в ноябре, опубликована в „Московском наблюдателе“. Это элегия — плач по Пушкину, но и своеобразная поэтическая история русской литературы, получающей — по поэме — свое совершенное выражение в поэзии Пушкина: „… Пушкин всех певцов, всех мастеров глава… / Чертог поэзии украсил Ломоносов, / Но только Пушкин в нем господствует один. / Страну волшебных слов завоевал Державин, / Но только Пушкин в ней державный властелин. / Он смело осушал тот драгоценный кубок, / Что наполнял вином познанья Карамзин… / Вся русская земля рыдает в скорбной муке, — / Он лютым палачом безжалостно убит. / Он правдой не спасен — заветным талисманом — / От кривды колдовской, от козней и обид Кавказ сереброкудрый / Справляет траур свой, о Пушкине скорбит“ (перевод П.Антокольского). Журнал предпослал публикации вступление, где назвал поэму „прекрасным цветком“, брошенным на могилу Пушкина, и пожелал успехов „замечательному таланту“. Ахундов первый осознал, переведя многие свои произведения на русский язык, что путь азербайджанской культуры к мировой известности пролегает через русский язык, и это оправдалось на протяжении всего 20 в.

Он общался с передовыми людьми своего времени — декабристами, участниками польского восстания 1830-х и 1860-х, сосланными на Кавказ, деятелями грузинской и армянской культуры, жившими в Тифлисе. Был знаком с М.Ю.Лермонтовым, который некоторое время жил в Тифлисе и учил у него „татарский“ (азербайджанский) язык, есть версия, что сюжет Ашик-Кариба был подсказан ему Ахундовым.

В 1850-1856 Ахундов создал шесть пьес из народной жизни на превосходном азербайджанском языке о быте и нравах современного ему общества и заложил тем самым основы национальной драматургии и театра. Это трагикомедии Молла Ибрагим-Халил, алхимик, обладатель философского камня (1850), Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун (1850, поставлена в Петербурге на частной сцене в 1851, журнал „Библиотека для чтения“ назвал комедию „милой, живой, грациозной и оригинальной“, т. 10), Приключения везира ленкоранского ханства (1850, поставлена в Тифлисе на русской сцене в 1852; постановка ее в 1873 на сцене любительской труппы в Баку стала началом азербайджанского театра), Медведь — победитель разбойника (1851), Приключение скряги (1852), Правозаступники в городе Тебризе (1855). Автор высмеивает предрассудки и фанатизм, невежество и суеверия, лицемерие и ханжество, ополчается против чиновничьей бюрократии, мздоимства и стяжательства власть имущих, подкупного судопроизводства, ратует за честный труд, высокие духовные качества, благородство и светское просвещение.

Ахундов — автор первой в азербайджанской литературе реалистической повести Обманутые звезды с оригинальным сюжетом, подсказанным ему короткой фразой, развернутой в повесть, из древней хроники История украшателя мира Шах-Аббаса. Сюжет позволил выразить демократические убеждения: тиран Шах-Аббас узнает от звездочета, что в такой-то день расположение звезд угрожает его жизни, и сажает на престол лжешаха, в назначенный звездами день тот гибнет, и Шах-Аббас снова занимает свой престол. Да, рок фатален, — говорит шаху в повести главный звездочет, — его не избежать, но рок и слеп, его можно обойти! И подсказывает шаху путь к спасению: он должен добровольно и чистосердечно отказаться от престола, удалиться от власти, став просто Аббасом, и уступить трон грешнику, чья жизнь ничего не стоит, и когда разрушительное действие звезд разразится над головой лжешаха, снова взойти на престол. Но рок начеку: все должны считать грешника истинным шахом, иначе звезды учуют обман, отыщут Шах-Аббаса, где бы он ни прятался, и погубят. Грешником оказывается „человек из народа“, мечтающий о благоденствии людей и справедливом правлении, „нечестивец“, клеймящий тиранию. Его возводят торжественно на престол, и он, удивляясь глупости и суеверию сородичей, начинает, став властелином, издавать демократические законы, печется о счастье народа, его просвещении, очищает власть от всякой нечисти, титулованных глупцов, бездельников и взяточников, казнокрадов, ратует за честный труд и т. д. Его девизы: сломать деспотическую власть; возвысить простолюдина до правления государством; вытеснить просвещением и наукой суеверия и фанатизм.

Но вот парадокс: чем больше он старается для народа, тем больше вызывает его раздражение, недоумение, ропот: что за шах у нас? кто нами правит? странно, но мы не видим изрубленных на части и висящих у городских ворот человеческих тел, — страшно, зато кровь не застаивается! новый шах, должно быть, человек кроткий, слабый, ни воли, ни мощи. И в день, предопределенный звездами, народ взбунтовался против непонятного и непонятого ими шаха и сверг его. И тут, как из небытия, возник звездочет и, узнав, что гроза, которую предсказывали звезды, разразилась над лжешахом, торжественно возвращает на шахский престол Шах-Аббаса, который правит страной не один десяток лет, измываясь над собственным народом, ведь известно: от страха рождается и верность, и любовь, и послушание, и обожание.

В 1860-1870-е Ахундова занимает идея реформы арабского алфавита, его замены латиницей, приспособленной к фонетическим особенностям тюркских языков, что было реализовано на короткое время лишь время в 1920-х (с 1927 по 1939) и восстановлено в пору обретения Азербайджаном государственной независимости.

Перу Ахундова принадлежит литературная мистификация — художественно-публицистический и общественно-политический труд Три письма индийского принципа Кемалуддовле персидскому принцу Джалалудовле и ответ на них сего последнего (1864-1865), созданный под влиянием французских просветителей, в котором автор с позиций материализма и воинствующего атеизма активно ратует за науку и духовную свободу человека, просвещение народа, приобщение людей к точным наукам, светскому образованию. Здесь в исповедальной форме, усиливающей эмоциональное воздействие идей, как и в повести Обманутые звезды, излагаются демократические взгляды на устройство государства, подвергаются резкой критике религиозные догмы и предрассудки, фанатизм, связанный, главным образом, с исламом, хотя все религии автор считает „пустым призраком“. (Письма считались утерянными, были случайно обнаружены и выкуплены государством в 1927 у внука Ахундова и на многие десятилетия определили развитие общественной и философской мысли). Дабы обезопаситься от гнева толпы, не привычной к открытому цивилизованному обсуждению „крамольных идей“, М.Ахундов выдал себя не за автора Писем, а за их собственника, желающего сделать их содержание предметом дискуссии.

"Увы, вы будете разгневаны, когда прочтете в письмах Кемалуддовле, что тот самый народ, который считается счастливым и спокойным за свой завтрашний день под сенью всевластного монарха, — самая невежественная нация в мире!..

Повелитель сидит в столице, воображая, что владычество есть только средство к тому, чтобы холить тело, когда кругом бедность и голод. Он может безнаказанно располагать имуществом и жизнью по своему произволу и быть предметом поклонения подвластных, повелителем бездушных рабов и кумиром глупых льстецов и продажных поэтов, слыша их стихи, вроде следующих: "Ты спокойно восседаешь на своем троне, в то время как повелитель Византии и властелин Китая трепещут от страха: первый, будучи поражен звуком твоих труб, а второй — громом барабана твоего воинства".

Всякий государь, уважающий собственное достоинство и дорожащий честью страны, устыдился бы подобного властвования и отрекся б от трона, чем унизиться до такой степени и стать посмешищем цивилизованных народов… Ты, о мой народ! Ты числом и средством во сто крат превосходишь деспота и тирана, тебе недостает только единодушия и единомыслия. Не будь этого недостатка, ты легко бы подумал о себе и освободил себя не только от оков деспота, но и от уз нелепых догм".

Письма, имеющие азербайджанский, персидский и русский оригиналы, не были в свое время опубликованы, хотя автор прилагал к этому немалые усилия, и вызвали резкое неприятие тех ученых Востока и Запада, кому он их посылал, многократно переписывая. Критика догм ислама, устоев мусульманской веры, порой излишне прямолинейная и не всегда доказательная, стоила ему серьезных семейных неурядиц, трений как с верующим сыном Рашидом, так и женой Тубу-ханум, которая однажды бросила вызов его атеизму. Из-за Писем чинились препятствия к погребению Ахундова на мусульманском кладбище в Тифлисе (на могиле в советские годы ему был установлен памятник, есть памятники в Баку и на родине в Шеки).

Ахундов — автор статей по вопросам философии (об учении Юма, религиозном сектантстве — бабизме и др.), эстетики и поэтики, в которых утверждает идеи реализма. Выступая против дидактических сочинений, он писал, что "сегодня такие произведения не могут уже принести народу пользу. Ныне полезными, отвечающими вкусу читателя и интересам нации произведениями являются драма и роман".

И еще: "Истина, написанная в стиле нежных отеческих назиданий, не оказывает никакого влияния на людей, привыкших к дурным поступкам. Эти назидания и проповеди вызывают лишь отвращение у читателя". Почти все произведения были изданы при его жизни на русском языке в переводе автора (Комедии М.Ф.Ахундова, 1853) и на азербайджанском (Комедии капитана Мирзы Фатали Ахундзаде, Тифлис, 1859), а также персидском, французском, английском и немецком языках.

Изменено пользователем 884
  • Yeri var! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Великий соотечественник нашего времени

Чингиз Абдуллаев

Содержимое этого сообщения скрыто.
Чтобы увидеть его, вам следует войти на форум, или пройти регистрацию, если её у вас нет.

Чингиз Абдуллаев родился в 1959 году в Баку. Имеет три высших образования. Владеет несколькими иностранными языками: кроме азербайджанского и русского – английским, итальянским, турецким и фарси. Занимался боксом, прекрасно владеет различными видами оружия, мастер спорта по стрельбе. Чрезвычайно коммуникабелен: "может разговорить памятник". По линии Министерства обороны выполнял задания за рубежом, возглавлял спецотдел особого назначения. Работал в Бельгии, Германии, Польше, Румынии, Анголе, Афганистане. Майор в отставке, имеет ряд правительственных наград. Доктор юридических наук.

В 1986 году он был выдворен из Румынии по обвинению в причастности к расстрелу Чаушеску. Это случилось из-за того, что Абдуллаев хорошо знал все детали происшедшего, хотя не имел к этому делу прямого отношения. На территории Намибии ему пришлось участвовать в тяжелой операции по освобождению ангольских командиров, попавших в плен. Из той операции в живых вернулось всего четыре человека. Поэтому цену крови и жизни он знает непонаслышке.

Он не жалеет, что оставил службу по линии Министерства обороны, так как считает, что честно отдал службе все, что мог. К тому же начали сказываться полученные боевые ранения.

Что касается литературы, то тягу к творчеству Чингиз Абдуллаев начал испытывать еще "с малых ногтей", но за сочинительство взялся гораздо позже. Его первыми литературными произведениями были исторический роман и несколько лирических повестей. Роман "Голубые ангелы" – первое произведение Абдуллаева в остросюжетном жанре – пролежал в КГБ три года. Его запрещали печатать, ссылаясь на обнаруженную в нем суперсекретность. В 1988 году он был напечатан и позже выдержал несколько переизданий.

О литературной продуктивности Чингиза Абдуллаева ходят легенды. В самом деле, трудно поверить, но в течение четырех последних лет он пишет по книге каждые полтора месяца. За одиннадцать лет литературной деятельности у него вышло 67 книг, совокупный тираж которых более 13 миллионов. Его книги издаются в США, Франции, Болгарии, Италии. С 1989 года он совмещает писательский труд с должностями секретаря Союза писателей Азербайджана и вице-президента азербайджанского ПЕН-клуба.

Википедия

Я лично восхищаюсь что у нас есть такие соотечесвенники как Чингиз Абдуллаев. Помимо того что он известный азербайджанский писатель, он еще очень элегантый джентльмен. Мне посчатливилось оказаться в его компании в одной мероприятии в ресторане Сахил на бульваре и побеседовать. Так он очень приятный человек и очень рад знать что такие люди предстваляют нас за рубежом нашей страны.

Не согласен с тем что у него однотипные произведения, как твердят некоторые. А разве у известной Агаты Кристи не однотипные? Читая книги Абдуллаева, я как будто вижу своими глазами все о чем пишется, уж настолько он профессионально все описывает.

Самые любимые произведения из 4-5 десяток которых прочитал:

Голубые ангелы, три цвета крови, связной из Багдада, почти невероятное убийство, правило профессионалов, символы распада, совесть негодяев, закон негодяев, путь воина, пройти чистилище, моё прекрасное алиби, третий вариант и последний из прочтенных уйти и не вернуться.

Спасибо автору за тему. Xalq öz oğullarını tanımalıdır

Содержимое этого сообщения скрыто.
Чтобы увидеть его, вам следует войти на форум, или пройти регистрацию, если её у вас нет.

Изменено пользователем Eleven
  • Yeri var! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас
 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...